Preview

Tiltanym

Расширенный поиск
№ 1 (2022)
Скачать выпуск PDF (Kazakh)
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2022-1

3-14 378
Аннотация

Пытаясь объединить распознавание речи и понимание естественного языка для создания системы, способной понимать разговорную речь, мы сталкиваемся с рядом проблем, не встречающихся при обработке текста. Устная речь, как правило, более лаконична, менее грамматически правильна, менее структурирована и более двусмысленна, чем текст, она характеризуется отсутствием плавной беглости, процессами ассимиляции и редукции, расхождением синтаксического и просодического членения речевой последовательности, темпоральными характеристиками как длина пауз, наличием хезитационных пауз, продолжительностью речевых отрезков, мелодическими характеристиками. Интерес фонетистов направлен на поиск причин фонетической вариативности, на исследование типологии вариативности звуковых явлений общелингвистического характера или специфического, присущего конкретным языковым группам.

Кроме того, системы распознавания речи, которые пытаются извлечь слова из высказываний, обычно приводят к ошибкам вставки, удаления или замены слов из-за неправильной сегментации и восприятия речи. Просодические средства интонации могут быть полезны для понимания структуры дискурса, также как и синтаксический анализ. В этой статье представлены некоторые результаты использования просодических средств для передачи смысловой нюансировки в звучащем дискурсе, реализация интонационных функций и различных подходов к изучению просодических средств в звучащем дискурсе.

15-26 401
Аннотация

Различные функции языка в обществе определяют направление их изучения. В связи с этим в данной статье рассматривается совокупная функция языка, которая в последнее время стала объектом исследований в области социолингвистики, этнолингвистики, лингвокультурологии, прагматики, педагогики и т.д. В частности, анализируется роль кумулятивной функции языка в формировании культурно-познавательных компетенций языковой личности. Почему мы рассматриваем этот вопрос? В конце концов, именно эта кумулятивная функция затрудняет изучение определенного языка изучающим языка. Особенно в многоязычном пространстве этот вопрос становится все более актуальным. Принимая во внимание языковое пространство страны, очень важно формировать разные компетенции у изучающих язык на разных уровнях, планировать и контролировать их деятельность и соответствующим образом реализовывать ее. Поэтому в нашей статье мы сосредоточимся на вопросе глубокого изучения столь важного явления.

То есть в статье рассматривается влияние кумулятивной функции языка на языковую личность по формированию не только коммуникативно-языковой компетенции, но и культурно-познавательной компетенции

27-43 348
Аннотация

В статье рассмотрены особенности употребления в казахских и турецких газетах с 1995 по 2015 год новых слов и новых понятий, обладающих терминологическим потенциалом. Проанализирована и сопоставлена языковая ситуация в СМИ двух стран. Целью статьи является взаимное сопоставление и изучение с лингвокогнитивной точки зрения процесса закрепления и в ряде случаев трансформации в термин новых словоупотреблений в казахской и турецкой прессе за определенный период времени (1995-2015 гг.). Единственный документ, закрепляющий состояние языка в определенный момент и фиксирующий обновление языка в зависимости от закона его внутреннего развития - это печатные издания. В настоящее время на страницах ежедневной прессы и телевидения, радио, т. е. в медиапространстве независимого Казахстана происходит смена ряда заимствованных слов, активизируется и формируется процесс внедрения новых словоупотреблений. В Турции этот процесс под названием «Языковая реформа» был начат вождем нации Ататюрком еще в 1923 году, после официального провозглашения Турецкой Республики, а кампания по очистке языка от посторонних элементов продолжается и по сей день. Сопоставление, анализ и выявление когнитивных моделей интерпретации, формирования новых словоупотреблений в двух братских тюркских странах является очень актуальной проблемой современного языкознания и представляет интерес для лингвистов.

44-54 471
Аннотация

Предмет и явления в объективной реальности, количественно-качественные признаки которые к ним относятся, а также действия – все отражается в языке. В маркировке языковой картины мира одним из систем, сформированных в языке, является словообразование. В статье проанализированы теоретические выводы глагольного словообразования, рассмотрены лексико-семантические и грамматические особенности сложных глаголов, в том числе составных глаголов которые образуются с помощью вспомогательных глаголов. Словообразовательные формы, участвующие в создании составного глагола, которые являются результатом аналитического словообразования – именные и подражательные слова, являющиеся основными формамы и вспомогательные глаголы, выполняющие словообразовательную функцию, анализируются с структурно-семантического аспекта. Кроме того, признаки семантической целостности, морфологической целостности и синтаксической целостности, характерные для сложных слов, описываются на примере конкретных языковых материалов. Определяются особенности составных глаголов сопоставлением с аналогичными им языковыми явлениями, а именно сложными грамматическими формами, созданными вспомогательным глаголомеді, аналитическими формами глаголов, фразовыми и сложными глаголами. Также дана парадигма изменения составного глагола по показателями категорий наклонения, личности, время, формой отрицания, характера протекания действия.

55-66 268
Аннотация

Историческая лексикография обеспечивает систематическое научное изучение исторических лексикологических, исторических диалектологических, исторических фонетических, историко-грамматических трудов и источников, способствующих комплексному языковому изучению Исторического словаря и словарного состава казахского языка, определяет способы и способы их использования для создания словарей исторической направленности. Теория исторической лексикографии служит научно-теоретическим обоснованием в практике создания словарей этимологического, историко-диалектологического, исторического направлений казахского языка и позволяет совершенствовать их. Вместе с тем, в соответствии с научным уровнем современной лексикографии возникает необходимость определения целей, структурных особенностей, принципов исторической лексикографии в казахском языкознании. В связи с процветанием научно-информационного пространства и совершенствованием сферы лексикографии, происходящим в современном обществе, происходит интенсивное развитие и отраслей исторической лексикографии и компьютерной исторической лексикографии. Казахский язык XV-ХХ вв. создание электронного корпуса текстов и исторического электронного картотечного фонда (публицистических, эпистолярных, художественных произведений, устной литературы, исторических записей и т.д.), словарей исторического характера, составленных в разные века, Исторического словаря современного казахского языка, историко-этимологического словаря казахского языка одна из важнейших задач современной науки о казахском языке. Необходимо определить основные принципы формирования историко-этимологического словаря как по тюркологии, так и по казахскому языкознанию и создать электронный исторический словарь. Это один из залогов углубления исторических пластов казахского языка, того, что родной язык не поглотится в эпоху глобализации.

67-81 205
Аннотация

Знaчение уcтoйчивых выpaжений кaкoгo-либo языкa чacтo пoнятнo челoвеку, гoвopящему нa этoм языке. Oднaкo фopмa, coдеpжaние не вcегдa пoнятны дaже тем, ктo знaет poднoй язык. Ведь пocтoянные фpaзы, пocлoвицы-пoгoвopки - плoды дoлгoй эпoхи. Cмыcлoвaя, cимвoличеcкaя пpиpoдa чиcлительных в cocтaве уcтoйчивых cлoвocoчетaний и пocлoвиц языкa, a тaкже пpичинa их упoтpебления в cocтaве уcтoйчивых cлoвocoчетaний имеют мнoгo oбщегo c непoнятными для нapoдa. Cудьбa языкa cвязaнa c иcтopией нaции. Oбычaи, тpaдиции, coциaльнoе пoлoжение, культуpный уpoвень нapoдa oтpaжaютcя в языке этoгo нapoдa. В cвязи c тем, чтo oбpaзoвaние чиcлительных в cocтaве уcтoйчивых выpaжений в нaшем языке являетcя иcтopичеcкoй кaтегopией, мoжнo cкaзaть языкoвыми дaнными, oтpaжaющими pеaлии жизни, oбычaи, хoзяйcтвенные, бытoвые уcлoвия пpoшлых эпoх. В кaзaхcкoм языкoзнaнии ocoбoе меcтo зaнимaют уcтoйчивые выpaжения. Пo cвoей пpиpoде фpaзеoлoгизмы изучaютcя лекcичеcки, этимoлoгичеcки, мopфoлoгичеcки, cинтaкcичеcки, cтилиcтичеcки, кoгнитивнo.

Тем не менее, еcть мнoгo мoментoв, кoтopые еще пpедcтoит изучить. Oдин из них - чиcлительные в cocтaве уcтoйчивых cлoвocoчетaний в нaшем языке, oпpеделение их cмыcлoвых, этимoлoгичеcких, cтилиcтичеcких, гpaммaтичеcких acпектoв. Cпецификa темы, кoтopaя cтaнoвитcя oбъектoм иccледoвaтельcкoй paбoты, зaключaетcя в тoм, чтo oнa cвязaнa c иcтopией coздaния уcтoйчивых выpaжений.

82-89 326
Аннотация

Тюрки – это равномерно распределенная по всему миру народ, прославленный своей богатой историей, культурой и литературой. Можно сказать, что большинство тюркских народов сосредоточено в Средней Азии и Казахстане. Кроме того, эти территории полностью покрыты языковыми группами, общими для тюркоязычных народов. Метод сравнительно-исторического исследования вопросов, связанных с фонетической системой, лексикой, грамматическим строением тюркских языков, также описывает закономерности их развития. С этой точки зрения существительные, общие для тюркских народов, представляют собой уникальное сокровище тюркского словаря. Важно, что тюркские языки имеют многовековое единство и происхождение, а также их место в новой языковой политике современного общества. В статье рассматривается область нарицательных существительных в тюркских языках, их лингвистическая и когнитивная природа.

90-99 467
Аннотация

Язык – средство общения, которое сближает, позволяет понять людей, нации друг с другом. Обучение языку, обучение-одна из самых сложных работ. Поэтому при обучении казахскому языку других национальностей требуется опираться на психологические основы. Психологические особенности той или иной нации играют большую роль в изучении иного языка. Поэтому при планировании обучения языку как иностранному, подборе учебного материала сначала учитываются возрастные и психологические особенности. Работа по изучению психологических проблем преподавания общих языков как иностранных началась с прошлого века. Поскольку Психология является отраслью науки, изучающей деятельность человека, она тесно связана с отраслями, связанными с каждой методикой. В связи с этим в 50-60-е годы 20 века появилось учение психолингвистики, рассматривающее значение психологии и лингвистики в речевой деятельности человека, овладении родным, иностранным языком. Когда человек овладевает другим языком, он испытывает различные психологические процессы. Поэтому преподаватель должен внимательно следить за психикой своего ученика, помогать ему в освоении языка без ущерба. Следовательно, процесс обучения-это процесс взаимодействия учителя и учащихся, поскольку обучение по своей психологической природе является результатом совместной деятельности учителя и учащихся. Преподаватель должен хорошо владеть психологией и только с большой ответственностью относится к своей профессии, обучение, несомненно, даст определенный результат. В статье рассматриваются методы обучения казахскому языку как второму языку, психологические особенности, роль учителя в обучении языку как ведущего специалиста, способы повышения способности и качества учащегося. Определяются психические типы изучающих язык.

100-111 247
Аннотация

В казахской языкознании должны проводиться новые исследования с целью выявления потенциала и функционирования современного письменного языка в обществе. Язык периодической печати – актуальная форма общения общества и власти, коммуникативно-информационная деятельность как яркое выражение письменного языка. Поэтому важно анализировать изменения в языке и динамику развития языка с помощью газетной лексики. Важной структурной частью газеты является газетный заголовок. Заголовок в газетном дискурсе призван реализовать его основные функции: воздействующую, оценочную и информационную. Журналисты как субъекты речи используют различные языковые средства, которые наиболее полно могут реализовать запланированные коммуникативные цели. При этом особое внимание отводится заголовку, который, будучи одновременно и компонентом текста, и самостоятельной единицей речи, должен привлечь внимание адресата к публикации, побудить его к прочтению опубликованной информации. Очень показательны в этом плане заголовки – прецедентные тексты, а также прецедентное имя. В данной статье рассмотрены эффективность заголовка газеты и семантические особенности лексики.

112-122 383
Аннотация

В статье затрагивается традиция присвоения казахских прозвищ. В исследовании будут рассмотрены прозвища ханов-султанов, вождей, ученых, а также прозвища деятелей современного искусства и спорта. По данным этапам определяются причины использования прозвищ, мотивы и прагматика, преемственность традиций. Также уделяется внимание социально-политическому значению прозвищ. Работа откроет путь для новых исследований в области прозвищ, одной из ветвей казахской антропонимики. Это будет способствовать возрождению этнолингвистических, исторических и фоносемантических исследований в области ономастики. В исследовании использовались сравнительно-исторические, описательные методы. Выявлены лексикосемантические сходства исторических и современных псевдонимов, преемственность традиций и историчность. Прозвища из этнонимов и табу, эвфемизмов описываются как особая группа прозвищ. Выяснилось, что происхождение прозвищ восходит к древности и напрямую связано с социальными структурами. Результаты исследования могут быть использованы в этнографии, лингвокультурологии и социолингвистических исследованиях. Тот факт, что прозвища встречаются чаще у мужчин, чем у женщин, объясняется национальным менталитетом, а также с точки зрения национальной и общечеловеческой социальной структурой. Также уделяется внимание на роль личности и общества в традиции казахских прозвищ. Сравниваются место и функция прозвищ в обществе с точки зрения разных эпох. В результате были выявлены лексикосемантические, прагматические особенности и преемственность каждой эпохи в прозвищах.

123-140 522
Аннотация

Топонимы являюется ценным источником изучения языка в диахронии, они также несут в себе черты национальной культуры, национального самосознания. Их появления, изменения и исчезновения связаны с развитием и изменением тех или иных явлений исторического процесса. Однако значение топонимических данных не ограничивается культурологической и научной ценностью, они имеют также прикладное значение: в решении народнохозяйственных задач, в развитии туризма и формировании единого целостного туристского образа региона и др. Учитывая актуальность топонимических данных, в статье рассматриваются принципы создания и структура топонимических данных Республики Башкортостан. При определении самой структуры базы топонимии, авторы статьи считают необходимым учитывать типы научных классификаций топонимического материала. В статье, на основе рассмотрения существующих классификаций топонимов, предлагается база данных, включающая следующие лингвистические и внелингвистические информационные поля: топоним на русском языке, топоним на башкирском языке, класс объекта, подкласс объекта (тип объекта), этимология, вариант названия объекта (бытующий в языке местного населения), этимология варианта, тип словообразования, характер номинации, документация, административная привязка, географические координаты, историко-культурный контент, иллюстративный контент. Авторы статьи раскрывают текущее состояние процесса создания базы данных, определяют этапы предстоящих работ.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)