Preview

Тілтаным

Расширенный поиск
№ 2 (2021)
Скачать выпуск PDF
3-11 32
Аннотация

Основой концептуальной позиции ученого-деятеля в преобразовании культуры письменности в достояние нации стало, во-первых, глубокое познание богатейшей устной литературы, фольклорного наследия; во-вторых, четкое осознание языковой самобытности и обособленности казахского народа, населявшего бескрайнюю Великую Степь. Поэтому, в плане преемственности в отношении учения Ахмета Байтурсынулы, одним из неотложных, актуальных вопросов является придание ей национального характера через кардинальное реформирование казахской письменности.

12-21 34
Аннотация

Статья посвящена научному наследию выдающегося лингвиста, академика Н. Сауранбаева. Ученый особенно известен как специалист по синтаксису казахского языка. Его работы по фонетике и фонологии долгое время оставались за рамками исследований. В статье обсуждается позиция ученого по сегментарной фонетике. Проанализированы дифференциальные особенности фонем, их классификация, артикуляторные характеристики гласных и согласных, соотношение звуков и букв, проблемы ударений и слогов.

22-33 26
Аннотация

В статье анализируются педагогические произведения Ахмета Байтурсынова. В новаторских работах родившегося на казахской земле великого учителя нации каждому научному понятию придавалось номинальное значение, формировалась целостная терминологическая система казахского языкознания и литературоведения.

34-39 27
Аннотация

В статье рассматривается один из периодов развития этнолингвистики, а также научные труды, написанные в этот период. В частности, речь идет о роли и вкладе профессора Э. Жанпеисова в изучение казахской этнолингвистики. В статье анализируются научные труды ученого, в том числе его последняя монография «Қазақ ескіліктері». Подробно описаны некоторые лексические единицы.

40-47 28
Аннотация

Статья посвящена оценке достижений в современном языкознании трудов выдающегося ученого-лингвиста К. Омиралиева, всесторонне и комплексно (филологический, историко-лингвистический и др.) исследовавшего источники профессиональной казахской поэзии, традиции и преемственность, тенденции продолжения и обновления на основе образцов казахской поэзии XV-XIX веков.

48-52 25
Аннотация

Одна из важных проблем в казахской орфографии – правописание сложных слов (прилагательных, местоимений, наречий).

В статье анализируются сложные прилагательные, образованные от слова «әр», а также орфографирование местоимений и наречий, образованных из двух слов. На основе структурно-семантического анализа выдвигается ряд рекомендаций по унификации их орфографирования.

53-56 32
Аннотация

Изучая всесторонний пошаговый анализ древних текстов, осуществлённый Кулматом Омиралиевым, уникальным ученым, посвятившим себя инвентаризации текстов, их историческому, литературному и лингвистическому анализу и написанию важных научных работ, мы знакомимся с уникальными методами исследования древнетюркских письменных памятников XV-XIX веков и более поздних эпох, которые могут служить примером для современных исследователей.

57-62 43
Аннотация

В статье анализируются структурные особенности первых казахских орфографических правил. Описана структура казахской орфографии, дополненная в 1914, 1918, 1920, 1923, 1924, 1925, 1927 годах, и проведено сравнение с современными разделами орфографии. Разделы орфографии на основе принципов Ахмета Байтурсынова считаются началом орфографии на основе латиницы 1929 года, а также орфографии на основе современной кириллической графики. В статье сравниваются разделы орфографии дополненные в разные годы, и анализируются их структурные особенности.

63-67 33
Аннотация

В статье рассматриваются различные точки зрения выдающихся ученых на проблему принадлежности слов категории состояния к самостоятельной части речи. Предпринята попытка определить статус рассматриваемых слов на уровне семантического синтаксиса.

68-75 727
Аннотация

В данной статье рассматриваются виды аналитического способа, их словообразовательные способности и функции. Известно, что аналитический способ создания сложных слов выполняет в лингвистике весьма продуктивную функцию. В статье описаны особенности метода повторения, составляющего наиболее сложные наречия в словообразовательной системе наречий. В ходе исследования сложных наречий за основу была взята теория парных слов в языкознании. Несмотря на то, что парные слова изучены в науке всесторонне, в словообразовательных системах частей речи сложные слова изучены не в полной мере. В словообразовательной системе наречий современного казахского языка определены сложные парные наречия, созданные методом повторения, и представлены их особенности.

Также были определены сложные наречия, созданные путем повторения однокоренного слова в разных формах, уточнены их особенности. На основе компонентов парно-повторных сложных наречий указываются их виды.

76-82 29
Аннотация

В статье описаны методы и приемы пополнения словарного запаса на уроках иностранного языка. Знания – единственная сила, которая может сделать будущее ярче, чем сегодня, и продвинуть человеческое общество вперед. Безусловно, будущее современной многоязычной молодежи будет перспективным, но главное требование сегодняшнего дня – обеспечить качественное, содержательное образование подрастающему поколению. В развитии словарного запаса учащихся большое значение имеют информационно-коммуникационные технологии, различные простые и ролевые игры, диалог, то есть коммуникативный метод, а также использование различных наглядных пособий.

83-88 41
Аннотация

В статье выявлено, что встречаются 23 пословиц и поговорок, с названиями животных, которые имеют сходство по структуре, близки по смысловому значению, и 9 пословиц, в которых встречаются названия животных, семантически напоминающие друг друга, хотя некоторые слова в составе изменены. Вместе с тем, определены 33 названия животных, которые несмотря на то, что их фонетическая форма в современном казахском языке претерпела незначительные изменения, в настоящее время полностью сохранены;  11  названий  животных,  идентичных  по значению,  но у которых фонетическая форма в казахском языке полностью изменилась; 2 названия животных, не дошедшие с среднетюркского периода до наших дней, которые вышли из употребления.

89-93 29
Аннотация

В статье рассматривается метод CLIL как новое направление преподавания предметов на  иностранном  языке,  рассматривается  его  важность  и преимущества. Одним из наиболее успешно используемых методов обучения языку является предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), которое позволяет совмещать изучение, например, английского или немецкого языков и специального предмета, т.е. расширение общеобразовательного пространства за счет функционального подхода к изучению иностранного языка. Это также значительно увеличивает мотивацию использования языка. Рассматривается необходимость в обновлении и улучшении процесса обучения с использованием этого метода.

94-97 36
Аннотация

Несмотря на то, что было много исследований о родственных именах в казахском и японском языках, очень мало работ, которые исследовали специфику родственных имен в этих двух языках. В данном труде мы выявляем сходства и характерные особенности национальных традиций, обычаев, языка и культуры двух народов, сравнивая по отдельности научно-исследовательские труды, посвященные родственным именам в казахском и японском языках.

98-104 24
Аннотация

С целью популяризации, пропаганды, презентации научного наследия мэтра казахского языкознания профессора, доктора филологических наук Ербола Жанпеисова, в статье проведен обзор научной жизни, трудов ученого, этимологически проанализированы некоторые идиоэтнические единицы. Определены вклад, новизна, место, цель, вклад профессора в развитие этимологии словообразования, функциональной грамматики казахского языка как научной дисциплины, в результате чего определена ценность научного лингвистического наследия ученого.

105-113 23
Аннотация

В статье рассматриваются жанровая характеристика и особенности древнетюркских письменных памятников. Определение жанра древнетюркских памятников заключается не только в анализе их художественной силы, поэтической ценности, но и в оценке исторического, стратегического значения, основной идеологической миссии этих произведений. Уже более века многие историки, литературоведы и ученые-лингвисты с научной точки зрения комментируют эту проблему. В статье анализируются и сравниваются доказательства ученых, которые признали памятник как поэзию и прозу, и приводятся примеры, доказательства из текста памятников. В то же время рассматриваются особенности основных выводов и аргументов исследования исследователя древнетюркских литературных памятников К. Омиралиева по этой проблеме, и выявляется их научная значимость.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)