Preview

Тілтаным

Расширенный поиск

О НЕЯЗЫКОВЫХ КОДАХ КОММУНИКАЦИИ

https://doi.org/10.55491/2411-6076-2021-4-46-58

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются взгляды на концепцию кода в лингвистике, проблему культурного кода, семантику кода, эквивалентность концепции кода и концепции шифра, а также нетождественности между ними. Среди различных функций языка особая роль принадлежит культурной функции, эту функцию язык выполняет с помощью словарного запаса, текстов и язык становится «архивом культуры, ее памятью». А культурный код – это набор знаков, символов. Он передает важную культурную информацию, собирая все вербальные и невербальные средства общения. Существует большая потребность в невербальном мышлении или нелингвистических кодах для перевода информации из одной формы в другую. Невербальные средства общения – это вспомогательные средства, выполняемые коммуникаторами, которые употребляются параллельно со словами в общении или находятся около них. Их функции различны, и их применение не всегда одинаково. И такое разнообразие связано с намерениями, интенциями коммуникаторов. Существует несколько способов отличить невербальные средства от других средств, от различных физиологических и психологических действий. К ним относятся: смысл в общении, роль в достижении определенной цели при общений, понятность для языкового сообщества и т. д. Эти особенности указывают на актуальность изучения паралингвистики. Примеры о вспомогательных средствах, связанных с невербальными элементами, были отобраны из художественной литературы.

Об авторах

Б. К. Момынова
Институт языкознания имени Ахмета Байтурсынова
Казахстан

Алматы



К. Б. Слямбеков
Институт языкознания имени Ахмета Байтурсынова
Казахстан

Алматы



Список литературы

1. Маслова В.А., Пименова М.В. (2015) Код культуры в пространстве языка. – Санкт-Петербург. – 148 стр.

2. Кононенко Б.И. (2003) Большой словарь по культурологии. – Москва.

3. Лотман Ю.М. (1996) Внутри мыслящих миров. – Москва.

4. Леонтьев А.А. (1993) Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. – Москва.

5. Маслова В.А. (2015) Основные вопросы лингвокультурологии // Материалы ХIX Меж6. дународной научной конференции по проблемам когнитивной лингвистики «Новые парадигмы и новые решения в когнитивной лингвистике». Серия «Филологический сборник», Выпуск 19. – Талдыкорган – Санкт-Петербург – Кемерово – Талдыкорган, 30 июня.

6. Темиргазина З.К. (2002) Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике. – Павлодар. – с. 106.

7. Уорф Б. (1960) Отношение норм мышления к языку // Новое в лингвистике. – Вып. 1 – Москва.

8. Гийом Г. (1992) Принципы теоретической лингвистики. – Москва, С.71.

9. Гудков Д.Б. (1997) Алгоритм восприятия текста и межкультурная коммуникация // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 1. – Москва.

10. Колшанский Г.В. (1974) Паралингвистика. – Москва: Наука. – 81.

11. Ибраева Ж.Қ. (2010) Психолингвистика негіздері. – Алматы: Қазақ университеті. – 125 б.

12. Колшанский Г.В. (1975) Соотношение объективных и субъективных факторов в языке. – Изд. Наука. – Москва.

13. Жұбаева О. (2014) Морфологиядағы тілдік білімнің концептуалдануы // Кітапта: Грамматикадағы дүниенің тілдік бейнесі. – Алматы: «Қазығұрт» баспасы. – 400 б.

14. Уәли Н. (2007) Қазақ сөз мәдениетінің теориялық негіздері. – Фил. ғыл. докт. Дисс.қолж.:10.02.02-қазақ тілі. – Алматы. – 329б.

15. Байтұрсынұлы А. (1992) Тіл тағылымы. – Алматы: Ана тілі. – 400б.

16. Колшанский Г.В. (1973) Функции паралингвистических средств в языковой коммуникации // Вопросы языкознания. – №1. – с. 17-23.


Рецензия

Для цитирования:


Момынова Б.К., Слямбеков К.Б. О НЕЯЗЫКОВЫХ КОДАХ КОММУНИКАЦИИ. Тілтаным. 2021;(4):46-58. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2021-4-46-58

For citation:


Momynova B.K., Slyambekov K.B. ABOUT NON-LINGUISTIC CODES OF COMMUNICATION. Tiltanym. 2021;(4):46-58. (In Kazakh) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2021-4-46-58

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)