Preview

Tiltanym

Расширенный поиск

ОБРАЗ СТРАНЫ В ПЕРСУАЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДИСКУРСА СМИ

https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-2-137-147

Аннотация

В статье представлен анализ образа страны сквозь призму персуазивности. Актуальность и ценность любого события определяется фокусом смысла, вложенного СМИ в информационное пространство данного события. Знание в форме информации приводит к осведомленности о стране, предоставляя образ реальности об объекте восприятия. Авторы акцентируют внимание читателя на том, что дискурс СМИ как языковой феномен смыслопорождения представляет собой одно из доминирующих средств информации. Одной из функций СМИ признается воздействующая. Весьма важно, комплексно-функционирующая система пространства дискурса СМИ отражает стратегическую интенцию адресанта в виде архитектоники текстовой ткани, сконструированной в определенном концептуальном оформлении. Доказано, что пространство дискурса СМИ обусловлено персуазивностью. Для решения исследовательского вопроса и достижения цели в статье используется метод сплошной выборки, методы, основанные на принципах дискурсивного, текстоориентированного и функционально-ориентированного анализа. Проведенный на примере образа Казахстана анализ показал, что специфичное пространство вербализованных медиатекстов трансформирует особый мир событий и процессов, закодированных лингвопрагматическими средствами. В статье выявлены лингвопрагматические единицы, формирующие дискурсивную стратегию «Новый Казахстан». Сгенерирована тактика предиктивной модели на основе персуазивных заголовков, звучащих метафорично и описываемых положительными эпитетами, глаголами действия историко-идеологического содержания. Сделан акцент на оценочных смыслах, «погруженных» в контекст. Идентичность страны сконструирована через образы «новый Казахстан», «историческое прошлое», «территория страны», «знание о стране», «политический лидер».

Об авторах

Ш. К. Жаркынбекова
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахстан

профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

Астана



Б. Г. Смагулова
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Казахстан

докторант кафедры теоретической и прикладной лингвистики ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

Астана



Список литературы

1. Беляева Л.Н. (2016) Доказательная лингвистика: метод в когнитивной парадигме / Л.Н. Беляева, В.Е. Чернявская // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2016. – № 3. – С. 77-84.

2. Голоднов А.В. (2003) Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации: на примере современной немецкоязычной рекламы. [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 – «Германские языки» / А.В. Голоднов. – СПб., 2003. – 24 с.

3. Молодыченко Е.Н. (2021) Метапрагматические дискурсы и жанровая дифференциация в интернет-медиа. / Е.Н.

4. Молодыченко // Вест. СПб ун-та. Язык и литература. – 2021. - № 18 (2). – С. 363-382. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.207

5. Найман Е.А. (2021) Семиотические механизмы формирования социального значения в языке / Е.А. Найман // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. – 2021. – № 59. – С. 87-100. DOI: https://doi.org/10.17223/1998863X/59/9

6. Палитай И.С. (2018) Средства массовой коммуникации как фактор формирования образа страны / И.С. Палитай // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. – 2018. – № 41. – С. 150-158. DOI: https://doi.org/10.17223/1998863X/41/17

7. Чернявская В.Е., Молодыченко Е.Н. (2017) Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе: Учебник для магистратуры. – М.: ЛЕНАНД, 2017. – 176 с.

8. Чернявская В.Е. (2018) История в дискурсе политики: лингвистический образ «своих» и «чужих» / В.Е. Чернявская, Е.Н. Молодыченко // Изд. стереотип. – М.: ЛЕНАНД, 2018. – 200 с. ISBN: 978-5-9710-5315-6

9. Чернявская В.Е., Жаркынбекова Ш.К. (2019) Языковое и социальное конструирование идентичности национального университета: на материале миссий российских и казахстанских университетов // Вестник СПбГУ. Язык и литература. – 2019. – №16 (2). – C. 304-319 https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.210

10. Чернявская В.Е. (2020)Метапрагматика коммуникации: когда автор приносит свое значение, а адресат свой контекст / В.Е. Чернявская // Вест. СПб ун-та. Язык и литература. – 2020. - № 17 (1). – С. 135-147. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu09.2020.109

11. Чернявская В.Е. (2021) Текст и социальный контекст: социолингвистический и дискурсивный анализ смыслопорождения / В.Е. Чернявская. – М.: ЛЕНАНД, 2021. – 208 с.

12. Bell A. (2003)A century of news discourse / A. Bell // International Journal of English Studies. – 2003. Vol. 3, № 1. – P. 189- 208.

13. Bell A. (2006) News Language / A. Bell // Elsevier Ltd. – 2006. – P. 615-617.

14. Boulding K. (1959) National Images and International Systems / K. Boulding // Journal of Conflict Resolution. – 1959. Vol. 3, № 2. – P. 120-131.

15. Dijk T.A. van. (1988) News As Discourse / T.A. van Dijk // (1st ed.). Routledge. – 1988. eBook ISBN: 9780203062784. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203062784

16. Fairclough N. (1995) Media Discourse / N. Fairclough // London; New-York: E. Arnold. – 1995. – 214 pp. ISBN: 0340632224

17. Fraser B. (1996) Pragmatic Markers / B. Fraser // Pragmatics. – 1996. Vol. 6, № 1. – P. 167-190.

18. Halbert R.L. (2005) Back to Basics: Revisiting, Resolving, and Expanding Some of the Fundamental Issues of Political Communication Research / R.L. Halbert // Political Communication. – 2005. Vol. 22, № 4. – P. 511-514. https://doi.org/10.1080/10584600500311436.

19. Lasswell H.D. (1948) The structure and function of communication in society / H.D. Lasswell // In: Bryson, L. (ed.) The Communication of Ideas. New York: Harper and Brothers. – 1948. – P. 215-228.

20. Vogler D. (2021) Transregional News Media Coverage in Multilingual Countries: The Impact of Market Size, Source, and Media Type in Switzerland / D. Vogler, L. Udris // Journalism Studies. – 2021. Vol. 22, № 13. P. 1793-1813, https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.1965909

21. Zharkynbekova, S., Aimoldina, A. (2023) The Impact of Socio-cultural Context on Composing Business Letters in Modern Kazakhstani Business Community: A cross-cultural Study // Journal of Intercultural Communication Researchthis, 2023, 52(1), pp. 56–78 https://doi.org/10.1080/17475759.2022.2124304


Рецензия

Для цитирования:


Жаркынбекова Ш.К., Смагулова Б.Г. ОБРАЗ СТРАНЫ В ПЕРСУАЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДИСКУРСА СМИ. Tiltanym. 2023;(2):137-147. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-2-137-147

For citation:


Zharkynbekova Sh.K., Smagulova B.G. IMAGE OF THE COUNTRY IN THE PERSUASIVE SPACE OF MEDIA DISCOURSE. Tiltanym. 2023;(2):137-147. (In Russ.) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-2-137-147

Просмотров: 270


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)