ПАРАМЕТРЫ ТЕКСТА-ДИСКУРСА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Р. ПАУЭРСА «THE OVERSTORY»
Аннотация
В данной статье предпринята попытка анализа текста художественного произведения Пауэрса Р. «The Overstory» с целью выявления авторских ориентиров по продуцированию смыслового содержания, а также новых языковых явлений, модифицирующих сочетаемость значимых лексических единиц в составе высказываний. Проводимый с опорой на теорию авторского сознания (АС) д.ф.н. Бутаковой Л.О. анализ, позволяет установить «авторское» в тексте, отсылая исследователей, в том числе, к языковой личности продуцента текста. По мнению исследователей, концепт MEMORY является существенным компонентом концептосистемы продуцента, выступая в качестве источника смыслового содержания и моста между былым (MEMORY) и вымышленным (QUASI MEMORY). Контент анализ текста-дискурса проводится с выявлением маркеров текстового содержания «глобального романа» по дефиниции итальянского исследователя нарратива Поссамаи Д., таких как: прецедентные имена, слова интернационализмы, имена собственные, указывающие на исторические и географические реалии, неузуальные словесные употребления с модификацией сочетаемости лексических единиц и признаки субжанровой диффузии, проявляющиеся в смешении художественного и публицистического стилей. Выявленные данные позволяют установить модификационные возможности естественного языка (английский, американский вариант), степень его гибкости при «поддержке» авторских высказываний и формировании новых смыслов.
Об авторах
К. А. МячинСеверо-Казахстанский Университет им. М. Козыбаева
Казахстан
Константин Александрович Мячин - Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры "Германо-романская филология" НАО СКУ им. М. Козыбаева.
Петропавл
М. К. Абаева
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Казахстан
Мадина Қабылқызы Абаева - Кандидат филологических наук, доцент, ассоциированный профессор кафедры "Русский язык и литература".
Алматы
И. А. Олькова
Северо-Казахстанский Университет им. М. Козыбаева
Казахстан
Ирина Александровна Олькова - Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры "Германо-романская филология" НАО СКУ им. М. Козыбаева.
Петропавл
Список литературы
1. Nguyen V. T. (2015) The Sympathizer, New York: “Grove Press”, 2015. – 367 p.
2. Powers R. (2019) The Overstory, London UK: “Penguin Random House”, 2019. – 625 p.
3. Whitehead C. (2016) The Underground Railroad, New York: “Doubleday”, 2016. – 313 p.
4. Абаева М.К. (2008) Фразеологизмы со значением интеллектуальной деятельности с позиции когнитивной теории. /Автореферат: Алматы, 2008. – 28 c.
5. Бутакова Л.О. (2001) Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект: дис. … д-ра филол. наук: Омск, 2001. – 457 с.
6. Залевская А.А. (2005) Психолингвистические исследования. Слово. Текст, Мoсква: “Гнозис”, 2005. – 542 с.
7. Лотман Ю. М. (2018) Структура художественного текста. Анализ поэтического текста, Cанкт Петербург: “Азбука-Аттикус”, 2018. – 704 с.
8. Мячин К.А. (2021) Особенности смысло- и текстообразования произведений современной прозы как отражение авторского сознания (на материале произведений лауреатов Пулитцеровской премии): дис. … канд. филол. наук: Омск, 2021. – 247 с.
9. Падучева Е.В. (1996) Семантические исследования, Москва: “Языки русской культуры”, 1996. – 464 с.
10. Поссамаи Д. (2018) Морфология современного русского романа: что изменилось? // Филологические науки. – 2018. – № 2. – С.76–78.
11. Скребцова Т.Г. (2020) Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика. Курс лекций, Москва: “Издательский Дом ЯСК”, 2020. – 312 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мячин К.А., Абаева М.К., Олькова И.А. ПАРАМЕТРЫ ТЕКСТА-ДИСКУРСА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Р. ПАУЭРСА «THE OVERSTORY». Tiltanym. 2023;(3):112-117. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-3-112-117
For citation:
Myachin K.A., Abayeva M.K., Olkova I.A. PARAMETERS OF TEXT-DISCOURSE IN R. POWERS’S WORK “THE OVERSTORY”. Tiltanym. 2023;(3):112-117. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-3-112-117