Preview

ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО КОРПУСА КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-133-143

Аннотация

Создание национальных корпусов является актуальной проблемой современной цифровой эпохи. При этом создание корпусов в мировой лингвистике началось еще в середине прошлого века. Опыт создания корпуса первого английского языка послужил основой для создания корпусов других европейских языков, а так же русского, тюркских языков. Исследовательские и учебные корпуса, которые ранее выполнялись вручную, достигли больших результатов благодаря использованию. Корпуса обеспечивали пользователя большим количеством материалов, создавали новые словари и облегчали проведение лингвистических исследований. Количество пользователей корпуса увеличивалось день ото дня. Такие потребности способствовали созданию корпусов в зависимости от назначения пользователя. Для историков или исследователей исторического языкознания –исторический корпус, для переводчиков и изучающих язык – параллельный корпус, для исследователей особенностей речи и развития культуры речи – возникла необходимость в создании устных корпусов. При этом возникла острая необходимость в создании учебных, образовательных корпусов – единственного инструмента цифровизации образования. Учебный корпус – это информационно-корпусная база для изучающих язык. В статье дается обзор мирового опыта разработки учебных корпусов. Изучаются вопросы, какие тексты содержатся в текстовой базе учебных корпусов английского, русского языков, какая лингвистическая информация предоставляется языковедам и др. Также будут определены необходимые предпосылки для разработки учебного курса казахского языка, разрабатываемого в Институте языкознания им. А. Байтурсынова. Рассматриваются метаданные и лингвистические разметки, направленные на обучение/изучение языка, пути адаптации справочных средств к овладению казахским языком изучающим язык, компьютерно-программные методы.

Об авторах

А. А. Жанабекова
Институт языкознания имени А. Байтурсынулы
Казахстан

г. Алматы



М. С. Жолшаева
SDU University
Казахстан

г. Алматы



А. Ж. Мукатаева
Satbayev University
Казахстан

г. Алматы



Г. Б. Тлегенова
Институт языкознания имени А. Байтурсынулы
Казахстан

г. Алматы



Список литературы

1. Granger S. (1990) (ed). Learner English on computer. – London: Addison Wesley Longman. – 1990. – 250 p.

2. Granger S. (1998) The computer learner Corpus: a versatile new source of data for SLA research // Learner English on Computer. – L., 1998. – 16 p.

3. Добрушина Н. Р., Левинзон А. И. (2006) Информационные технологии в гуманитарном образовании: Национальный корпус русского языка // Вопросы образования. 2006. – № 4. – С. 163-179.

4. Жұбанов А. (2008) Компьютерлік лингвистикаға кіріспе. – Алматы: Арыс, 2008. – 640 б.

5. Жұбанов А.Қ. (2016) Корпустық лингвистика. – Алматы: Қазақ тілі, 2016. – 336 б.

6. Мальцева М.С. (2011) «Учебный корпус как база для лингвистического и лигводидактического анализа в рамках методики преподования иностранных языков» // Социально-экономические явления и процессы. – № 9 (031), 2011. – С. 209-212

7. Национальный корпус русского языка / https://ruscorpora.ru/

8. Соснина Е.П. (2017) К анализу лингвистических ошибок учащихся на базе учебного корпуса текстов. – 2017. – С. 39-44.

9. Hinkel E. (2002) Second language writers’ text. – Mahwah, NJ, 2002. – 392 p

10. https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-korpus-learner-corpus-kak-baza-dlya-lingvisticheskogo-i-lingvodidakticheskogo-analiza-v-ramkah-metodiki-prepodavaniya/viewer

11. Шмелева Т.В. (2007) Задачник корпуса // Национальный корпус русского языка и проблемы гуманитарного образования / под ред. Н.Р. Добрушиной. – М., 2007. – С. 25-34.


Рецензия

Для цитирования:


Жанабекова А.А., Жолшаева М.С., Мукатаева А.Ж., Тлегенова Г.Б. ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО КОРПУСА КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. Tiltanym. 2024;(1):133-143. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-133-143

For citation:


Zhanabekova A.A., Zholshayeva M.S., Mukatayeva A.Zh., Tlegenova G.B. ISSUES OF DEVELOPMENT OF THE KAZAKH LANGUAGE TRAINING CORPUS. Tiltanym. 2024;(1):133-143. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-133-143

Просмотров: 299


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)