Preview

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ТВОРЧЕСТВЕ А. СЕЙДИМБЕКА

https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-98-108

Аннотация

В данной статье представлены морально-этические принципы духовной культуры – дух народа, достижения в мире разума, совокупная деятельность, которая передается из поколения в поколение. Основным направлением нашего исследования является рассмотрение особенностей репрезентации морально-этических форм в духовной культуре. В этом послании четко рассматривается природа художественной концепции в духовной культуре и ее связь с ритуалами, которые необходимо изучать с концептуальной точки зрения. В качестве базового исследовательского материала мы ориентируемся на работы ученого-этнографа А.Сейдимбека, а также на особенности репрезентации понятий "суеверие" и "запретное", образующих культурное единство в понятий сфере казахского народа. Согласно этой цели, исследование упомянутых концептов в художественных текстах ученого в преемственности языка и культуры указывает на их языковую репрезентацию социальной жизни и духовной культуры нации. Тот факт, что морально-этические единицы отражены в художественно-поэтических текстах как представители художественной концепции, формулируется с помощью методов сравнения, моделирования и кодификации в антропоцентрическом направлении. Результаты исследовательской работы в этом направлении помогают определить назначение и значение системы традиций, обрядов и обычаев в культуре народа, то, как они отражаются в мыслях, чувствах и действиях носителя языка, на конкретных примерах описывается назначение и значение традиций и образа жизни, морально-этических норм (состояние) собственности. Предполагается, что, подобно общему народному знанию, суеверие можно рассматривать как слияние рационального и иррационального начал, а также как результат синкретического единства. Сведения о характере связи понимания этнического языка с морально-этическими нормами, языковая картина-образ (картинка) в обрядах в целом распадается на несколько слоев, а также о том, что морально-этические слои в этих слоях отличаются хронологическими (диахронологическими) характеристиками, что отражается в словах обрядов. Как и общенародное знание, суеверие определяется как пересечение рационального и иррационального начала, а также результат синкретического единства. Установлено, что ментальные представления о человеке в когнитивном пространстве этнокультурных названий казахского языка, составляют национально-культурные особенности в работах профессора А. Сейдимбека. Репрезентация морально-этических ценностей как духовного сокровища, продолжения прошлой жизни человека и настоящего существования в будущем представлена доказательствами на основе произведений А. Сейдимбека.

Об авторах

Б. М. Базарбеков
Южно-Казахстанский государственный университет имени М.О. Ауэзова
Казахстан

 г. Шымкент



Б. М. Тлеубердиев
Южно-Казахстанский государственный университет имени М.О. Ауэзова
Казахстан

г. Шымкент



А. Б. Макулбек
Южно-Казахстанский государственный университет имени М.О. Ауэзова
Казахстан

г. Шымкент



Список литературы

1. Авакова Р.А., Султанчубиева А.А. (2010) Тілдің танымдық таңбасы // Тіл және руханият: өзекті мәселелер. – Астана, 2010. – 560 б.

2. Бенвенист Э. (1974) Общая лингвистика. – М.: Наука, 1974. – 308 с.

3. Жанпейісова С.Е. (1999) Рухани мәдениет лексикасы: филол. ғылым. канд. … дис. автореф. – Алматы, 1999. –30 б.

4. Қайдаров Ә. (1988) Қазақ тілі тарихы лексикологиясының мәселелері // Қазақ тілінің тарихи лексикологиясы: проблемалары мен міндеттері. 3 – 40 б., – Алматы, 1988. 198 б.

5. Манкеева Ж.А. (1997) Қазақ тілінің заттық мәдениет лексикасы: филол. ғылым. док. дис. автореф. – Алматы, 1997. – 53 б.

6. Маслова В. А. (2001) Лингвокультурология. Учебное пособие. – М.: Искусство, 2001. – 208 с.

7. Рысберген Қ.Қ. (2011) Ұлттық ономастиканың лингвокогнитивтік негіздері. – Алматы: Дайк-Пресс, 2011. –328 б.

8. Сейдімбек А. (2010) Алты томдық шығармалар жинағы, 2-ші том. – Астана: Фолиант, 2010. – 816 б.

9. Сейдімбек А.С. (2008) Қазақтың ауызша тарихы: зерттеу. – Астана: Фолиант, 2008. – 728 б.

10. Сыздық Р. (2004) Абайдың сөз өрнегі. – Алматы, 2004. – 290 б.

11. Тарланов З.К. (1993) Язык. Этнос. Время. Очерки по русскому и общему языкознанию. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1993. – 222 с.

12. Шындалиева М.Б. (2019) Ақселеу Сейдімбектің шығармашылық мұрасы: ұжымдық монография. – Алматы: Cyber Smith, 2019. – 284 б.


Рецензия

Для цитирования:


Базарбеков Б.М., Тлеубердиев Б.М., Макулбек А.Б. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ТВОРЧЕСТВЕ А. СЕЙДИМБЕКА. Tiltanym. 2024;(1):98-108. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-98-108

For citation:


Bazarbekov В.М., Tleuberdiev В.M., Maqulbek A.В. PECULIARITIES OF THE REPRESENTATION OF MORAL AND ETHICAL NORMS IN THE WORKS OF A. SEIDIMBEK. Tiltanym. 2024;(1):98-108. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-98-108

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)