Preview

Взаимосвязь нейролингвистики и коммуникативной лингвистики: методология и методика

https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-1-106-124

Аннотация

   В современной лингвистике исследование когнитивных и прагматических аспектов языковой деятельности является актуальной задачей. Нейролингвистика изучает роль головного мозга в формировании речевой деятельности, влияние когнитивных механизмов на языковые структуры. Коммуникативная лингвистика, в свою очередь, рассматривает язык как средство коммуникации, анализирует прагматические, дискурсивные и социально-психологические особенности речевых актов. Взаимосвязь этих двух направлений способствует формированию новых методологических и методических подходов в языкознании.

   Цель исследования – выявить взаимосвязь нейролингвистики и коммуникативного языкознания, сравнить их теоретические и методологические основы, описать влияние когнитивных механизмов на речевую деятельность.

   В соответствии с данной целью исследуются когнитивная обработка языковых структур и особенности нейролингвистических и коммуникативно-прагматических процессов. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации когнитивных и нейропсихологических механизмов языковой деятельности, что позволяет глубже понять взаимосвязь нейролингвистики и коммуникативного языкознания. Практическая значимость заключается в усовершенствовании методов преподавания языка, использовании когнитивных и нейропсихологических подходов, описании прагматической структуры речевых актов и оптимизации языковой коммуникации. В ходе исследования использованы теоретический анализ, сравнительный метод, дискурсивный анализ, когнитивное моделирование и контент-анализ. Эти методы позволили сопоставить научные школы в изучении языковой коммуникации, а также рассмотреть нейролингвистические и коммуникативные факторы как единую систему. Результаты исследования показывают, что нейролингвистика и коммуникативная лингвистика являются взаимодополняющими научными направлениями. Когнитивные механизмы и прагматические факторы играют ключевую роль в формировании речевой деятельности. Доказано, что обработка языковой информации и структура речевого поведения регулируются когнитивными процессами. Кроме того, уточнены когнитивные основы интерпретации речевых актов и прагматических значений. Данное исследование позволяет комплексно рассмотреть языковую коммуникацию через интеграцию нейролингвистики и коммуникативной лингвистики. Полученные результаты способствуют разработке новых научных подходов в когнитивной лингвистике и совершенствованию методики преподавания языков. Результаты исследования могут быть применены в методике преподавания языка, развитии речевых навыков и оптимизации языковой коммуникации. Сочетание нейролингвистических и коммуникативно-прагматических подходов позволит разработать эффективные стратегии усвоения языка.

Об авторе

Ф. Ш. Оразбаева
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Казахстан

Фаузия Шамсиевна Оразбаева, академик НАН РК, доктор педагогических наук, профессор

Алматы



Список литературы

1. Абай (Ибрахим) Құнанбайұлы. Шығармалар жинағы. – Алматы: Жазушы, 2005.

2. Аймауытов Ж. Психология. – Алматы: Ғылым, 2018.

3. Байтұрсынұлы А. Тіл-құрал. – Алматы: Арыс, 2015.

4. Байырқызы Л. Қазақ тіліндегі прагматикалық зерттеулер. – Алматы: ҚазҰУ, 2019.

5. Дулатов М. Оян, қазақ! – Алматы: Қазақ университеті, 2013.

6. Жұбанов Қ. Қазақ тілі жөніндегі зерттеулер (2-басылым). – Алматы: Арыс, 2010.

7. Жұмабаев М. Педагогика. – Алматы: Ана тілі, 1992. – 160 б.

8. Қайдар Ә. Т. Қазақ тілінің этимологиялық сөздігі (2-басылым). – Алматы: Арыс, 2014.

9. Қалиев Ғ. Қазақ тілінің прагматикасы (2-басылым). – Алматы: Раритет, 2012.

10. Құдайбердіұлы Ш. Үш анық. – Алматы: Қазақпарат, 1911.

11. Оразбаева Ф. Ш. Тілдік қатынас: теориясы және әдістемесі (2-басылым). – Алматы: Арыс, 2015.

12. Austin, J.L. (1975) How to Do Things with Words. Oxford: Oxford University Press, 1975.

13. Chomsky, N. (2015) Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, MA: MIT Press, 2015.

14. Devlin, J.T., & Watkins, K.E. (2007) Stimulating Language: Insights from TMS. Brain, 130(3), P. 610–622.

15. Fillmore, C.J. (1976) Frame Semantics and the Nature of Language. Annals of the New York Academy of Sciences, 280, P. 203-222.

16. Friederici, A.D. (2011) The Brain Basis of Language Processing. Annual Review of Neuroscience, 34, P. 385-406.

17. Gazzaniga, M.S., Ivry, R., & Mangun, G.R. (2018) Cognitive Neuroscience: The Biology of the Mind (5<sup>th</sup> ed.). New York: W.W. Norton & Company, 2018.

18. Grice, H.P. (1989) Logic and Conversation. In Studies in the Way of Words (P. 22–40). Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989.

19. Hagoort, P. (2005). On Broca, Brain, and Binding. Trends in Cognitive Sciences, 9(9), 416-423.

20. Jackendoff, R. (2002) Foundations of Language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution. Oxford: Oxford University Press, 2002.

21. Just, M.A., Carpenter, P.A., Keller, T.A., Eddy, W.F., & Thulborn, K.R. (1996) Brain Activation Modulated by Sentence Comprehension. Science, 274(5284), P. 114-116.

22. Lakoff, G., & Johnson, M. (2003) Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 2003.

23. Pinker, S. (2007) The Language Instinct: How the Mind Creates Language. New York: Harper Perennial Modern Classics, 2007.

24. Tomasello, M. (2003) Constructing a Language: A Usage-Based Theory of Language Acquisition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2003.

25. Van Dijk, T.A. (1997) Discourse as Structure and Process. London: Sage, 1997.

26. Weiss, S., & Mueller, H.M. (2012) The Contribution of EEG Coherence to the Investigation of Language. Brain and Language, 121(2), P. 111-125.


Рецензия

Для цитирования:


Оразбаева Ф.Ш. Взаимосвязь нейролингвистики и коммуникативной лингвистики: методология и методика. Tiltanym. 2025;97(1):106-124. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-1-106-124

For citation:


Orazbayeva F. The interrelation of neurolinguistics and communicative linguistics: methodological and methodical foundations. Tiltanym. 2025;97(1):106-124. (In Kazakh) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-1-106-124

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)