ТРАНСЛИНГВИЗМ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS)
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-3-74-85
Аннотация
В настоящее время искусственный интеллект (ИИ) и обработка естественного языка существенно влияют на развитие современных технологий. ИИ открывает возможности повышения эффективности, экономии времени и оптимизации рабочих процессов в разных сферах. В последние годы применение ИИ в образовании, особенно в обучении языкам, получило широкое распространение. Актуальность статьи обусловлена тем, что в эпоху глобализации совершенствование процесса изучения языков с опорой на современные решения является важной и перспективной задачей. Использование ИИ позволяет разрабатывать адаптированные учебные планы по уровням обучающихся, повышать результативность и персонализацию обучения, предоставлять материалы в интерактивной форме, автоматически оценивать языковые навыки и усиливать мотивацию. В работе рассматриваются пути создания модели интегрированной платформы для изучения казахского языка с применением ИИ. Цель исследования – разработка интегрированной модели платформы, обеспечивающей одновременное развитие языковых и гибких навыков (soft skills) при обучении казахскому языку в транслингвальном аспекте с использованием генеративных возможностей ИИ; в рамках цели выполнен анализ существующих ИИ-платформ, определены научно-методологические основы транслингвального подхода и спроектирована архитектура предлагаемой модели. Научная новизна исследования заключается в анализе сетевых платформ, использующих ИИ для выбора оптимального приложения, а также в разработке и предложении модели платформы, предназначенной для изучения второго языка в транслингвальном аспекте путём развития гибких навыков и сопоставления с родным языком. В ходе исследования выполнен сравнительный анализ преимуществ и ограничений образовательных приложений Course Hero, Gradescope, Cognii AI, Socratic и Praktika AI; установлено, что платформы Cognii AI и Praktika AI наиболее удобны для удовлетворения потребностей обучающихся. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты могут быть полезны преподавателям казахского языка как второго, а также специалистам и разработчикам онлайн-платформ, использующим ИИ для развития гибких языковых навыков обучающихся, и служить ориентиром при внедрении таких технологий в систему языкового образования. Исследование предлагает реализацию транслингвального подхода через платформы обучения на основе ИИ; такой подход, сопоставляя родной и изучаемый язык, позволяет развивать гибкие навыки, включая коммуникативные способности, критическое мышление и эмоциональный интеллект, и эмпатию.
Ключевые слова
Об авторах
С. А. ОдановаКазахстан
Сагира Амангелдиевна Оданова, кандидат филологических наук, профессор
г. Алматы
Л. А. Ибраймова
Казахстан
Лира Абдилдабековна Ибраймова, кандидат филологических наук, и.о. доцента
г. Алматы
К. Е. Молдабаева
Казахстан
Карлыгаш Ергазиевна Молдабаева. доктор философии (PhD)
г. Алматы
Список литературы
1. Десять лучших инструментов ИИ для образования (январь 2025 г.) // Unite.ai. – URL: https://www.unite.ai/ru/10-best-ai-tools-for-education/ (қаралған күні: 25.08.2024).
2. Куриленко В.Б., Бирюкова Ю.Н., Цотова Д. Транслингвальный подход в обучении иностранным языкам: сущность, специфика, лингводидактический потенциал // Технологии, образование, наука: стратегия прорыва Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции г. Белгород, 6 марта 2020. – С. 55.
3. Қазақ тілін үйренуге арналған 11 онлайн құрал // SKnews.kz. – URL: https://sknews.kz/news/view/kazak-tilinyyrenuge-arnalgan-11-onlayn-kyral (қаралған күні: 25.08.2024).
4. Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың ұлттық құрылтайдың «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» атты үшінші отырысында сөйлеген сөзі. – URL: https://www.akorda.kz/kz/memleket-basshysy-kasym-zhomart-tokaevtynulttyk-kuryltaydyn-adal-adam-adal-enbek-adal-tabys-atty-ushinshi-otyrysynda-soylegen-sozi-1525727 (қаралған күні: 25.08.2024).
5. Рахметова Р.С. Қазақ тілін деңгейлік оқытудың ғылыми-методологиялық негіздері. – Алматы, 2012. – 227 б.
6. Anderson, J. Reimagining English language learners from a translingual perspective. ELT Journal. 2017. Published by Oxford University Press: https://doi.org/10.1093/elt/ccx029.
7. Bao, M. Can home use of speech-enabled artificial intelligence mitigate foreign language anxiety – Investigation of a concept. Arab World English Journal Special Issue on CALL. 2019. No.5. P. 28-40.
8. Brinkschulte, Melanie, Grieshammer, Ella, Stoian, Monica-Elena. Translingual Academic Writing at Internationalised Universities: Learning From Scholars. Journal of Academic Writing. Vol. 8. No.2. 2018. P. 150-160.
9. Hyun-Sook, Kang, Mark Barba, Pacheco. Translingual competence and study abroad: shifts in sojourners’ approaches to second language learning. Language and Education. 2020. P. 425-439.
10. Li Wei, Wing Yee (Jennifer) Ho. Language Learning Sans Frontiers: A Translanguaging View. Annual Review of Applied Linguistics, 38. 2018. P. 33-59. https://doi:10.1017/S0267190518000053.
11. Marr, B., Ward, M. Artificial intelligence in practice: how 50 successful companies used artificial intelligence to solve problems. Communication tool: chatbot. International Journal of Computer Science and Engineering. 2019. Vol. 5. No.5. P. 8-12.
12. Nurcahyoko, K. Cultural snapshot: Fostering crosscultural understanding through cultural projects. International Journal of Education (IJE). 2016. Vol. 4. № 4. P. 29-37.
13. Ryan, R.M., Deci, E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 2000. 55(1), 68-78. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.68.
14. Sitong, Wang. Exploring the translingual approach to English as a foreign language writing in China. International Journal of Education (IJE) Vol.10, No.3, 2022. https://doi.org/10.5121/ije.2022.10302
15. Vanitha, Thurairasu. Gamification-Based Learning as the future of language learning. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 2. No.6. P. 62-69. http://dx.doi.org/10.24018/ejsocial.2022.2.6.353.
16. Yermakov, D.S., Аmantai, Zh.А. Soft skills models. Modern education and soft skills. Education Policy. 2021. No.4. P. 42-50.
Рецензия
Для цитирования:
Оданова С.А., Ибраймова Л.А., Молдабаева К.Е. ТРАНСЛИНГВИЗМ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS). Tiltanym. 2025;(3):74-85. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-3-74-85
For citation:
Оdanova S., Ibraimova L., Moldabayeva K. TRANSLINGUALISM AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE: NEW OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS. Tiltanym. 2025;(3):74-85. (In Kazakh) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-3-74-85