Preview

Методические принципы Ш. Сарыбаева в обучении фонетическим и грамматическим структурам казахского языка

https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-2-220-230

Аннотация

В данной статье рассматриваются методические принципы ученого Шамгали Сарыбаева, внесшего значительный вклад в развитие казахского языкознания. Проанализированы взгляды ученого на фонетику, морфологию, орфографию и изучение классов слов в его работе «Некоторые проблемы методологии казахского языка», определено их теоретическое и практическое значение. В ходе исследования методика Ш. Сарыбаева была сопоставлена с современными методами обучения казахскому языку, выявлены особенности, преимущества и ограничения. Главной особенностью методики Ш. Сарыбаева является стремление к систематическому овладению структурой языка, приоритетность развития способности учащихся к языковому анализу на конкретных примерах и наглядности. Кроме того, результаты исследования показали преемственность предложенных им методов с сегодняшним процессом обучения казахскому языку. Доказано, что аналитические подходы ученого к изучению фонетики и грамматики в сочетании с современными коммуникативными методами позволяют повысить эффективность владения казахским языком. Несмотря на то, что методика Ш. Сарыбаева сложилась в первой половине XX века, его система обучения в сочетании с современными педагогическими процессами сохраняет свою актуальность. Поскольку исследования и методические подходы ученого направлены на глубокое овладение структурными особенностями казахского языка, объединение их с современными образовательными технологиями может дать свои плоды. Настоящее исследование направлено на усовершенствование научных основ обучения казахскому языку, новое осмысление методического наследия Ш. Сарыбаева и его преемственность с современной педагогикой.

Об авторе

А. Балаева
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Казахстан

Арайлы Балаева, докторант

г. Алматы



Список литературы

1. Базарбай Ә., Оразханова М. Қазақ тілінде оқытпайтың мектептердегі қазақ тілін оқыту әдістемесі туралы // Тіл және әдебиет: теориясы мен тәжірибесі. – 2023. – №. 3. – 54-61-бб.

2. Жұмабаева Ә.Е., Уайсова Г.И. Қазақ тілін оқыту әдістемесі: оқу құралы. – Алматы: KEMEL KITAP, 2024. – 355 б.

3. Күдеринова Қ. Күнделік керектер. Шамғали Сарыбаевтың еңбегі хақында // Qazaq gazetteri, 2018.

4. Курманалиев К., Сарыбай М. Личность и эпоха // Казахстанская правда, 2023.

5. Қажет А. Ілияс және «Тілші» газеті // Abai.kz ақпараттық порталы, 2019.

6. Қалимұқашева Б.Д. Шамғали Сарыбаевтың ғылыми-әдістемелік еңбектерінің дидактикалық ерекшеліктері // Халел Досмұхамедов атындағы Атырау мемлекеттік университетінің хабаршысы, 2016.

7. Сарыбаев Ш.Х. Қазақ тілі методикасының кейбір мәселелері: фонетика мен морфология. – Алматы: Қазақтың мемлекеттік оқу педагогика баспасы, 1956. – 85 б.

8. Сарыбаев Ш.Х. Қазақ тілі методикасының кейбір мәселелері: орфография және сөз таптары. – Алматы: Қазақтың мемлекеттік оқу педагогика баспасы, 1959. – 94 б.

9. Сманов Б. Шамғали Сарыбаев – көрнекті ағартушы, кемел әдебиетші. – Алматы: Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті, 2018.


Рецензия

Для цитирования:


Балаева А. Методические принципы Ш. Сарыбаева в обучении фонетическим и грамматическим структурам казахского языка. Tiltanym. 2025;(2):220-230. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-2-220-230

For citation:


Balaeva A. Methodological Principles of Sh. Sarybayev in Teaching Phonetic and Grammatical Structures of the Kazakh Language. Tiltanym. 2025;(2):220-230. (In Kazakh) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-2-220-230

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)