ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-3-244-255
Аннотация
В статье рассматривается интеграция лингвокультурологического компонента в преподавание русского языка как средство укрепления национальной идентичности школьников в полиэтническом обществе Казахстана. Целью исследования является разработка и апробация методики, направленной на формирование культурной осведомленности и этнокультурной компетентности учащихся посредством включения в образовательный процесс фразеологизмов, культурных символов и художественных текстов казахских авторов. В статье проанализированы теоретические подходы к лингвокультурологии и лингводидактике, сопоставлены традиционные и инновационные методы преподавания, а также представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного среди учеников 7-х классов. Эксперимент показал повышение уровня как языковой, так и культурной компетенции учащихся в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Дополнительно проанализированы барьеры, ограничивающие использование этнокультурных материалов в массовой школе, и обозначены направления преодоления методических затруднений. Представлены примеры адаптированных заданий, обеспечивающих межкультурный диалог на уроках русского языка. Новизна работы заключается в целенаправленной адаптации культуросообразных заданий к школьному уровню и использовании мультимедийных ресурсов в целях этнокультурной социализации. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для учителей, направленных на интеграцию лингвокультурных элементов в школьные программы.
Об авторах
Ж. А. ДюсембековаКазахстан
Жансая Аканкызы Дюсембекова, докторант
г. Алматы
С. К. Сансызбаева
Казахстан
Сандугаш Кадралиевна Сансызбаева, кандидат филологических наук, доцент
г. Алматы
Список литературы
1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. – 6-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2020. – 288 с.
2. Будникова Н.Н. Методы и технологии преподавания русского языка и литературы (компетентностный подход): образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов. – Усть-Каменогорск: ВКУ имени С.Аманжолова, 2024. – 71 с.
3. Воробьев В.В., Сулейманова А.К., Фаткуллина Ф.Г., Хайруллина Р.Х. Отражение национальной языковой картины мира в реалиях Башкортостана: монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 208 с.
4. Демежанов М., Жумсакбаев А.Т. Преподавание русской литературы через призму национальной идентичности в Казахстане // Вестник КазНУ. Сер. филол. – 2021. – №4.
5. Зиновьева Е.И. Лингвокультурология: от теории к практике: учебник. – СПб.: СПбГУ; Нестор-История, 2016. – 182 с.
6. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2023 – 2024 учебном году». – Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2023. – 112 с.
7. Маслова В.А. Лингвокультурология в процессе обучения русскому языку // Наук. часоп. НПУ им. М.П. Драгоманова. Сер. 9: Соврем. тенденции развития языков. – 2011. – Вып. 6. – С. 155-158.
8. Маханова Ж.К., Маханова Г.Б. Лингвокультурология в аспекте обучения русскому языку в казахской аудитории как средству межкультурной коммуникации // Современное педагогическое образование: тенденции глобализации и национальный код: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Шымкент, 2022. – С. 119-123.
9. Маханова Ж.К. Обучение языку как лингвокультурному феномену в полилингвальном пространстве Казахстана: психолингвистические аспекты: дис. ... д-ра филос. (PhD): 8D017 – Подготовка учителей по языкам и литературе. – Шымкент: ЮКПУ им. О. Жанибекова, 2023. – 150 с.
10. Методические рекомендации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. – 136 с.
11. Нарушевич А.Г., Мирзоева Р.М. Формирование культуроведческой компетенции при изучении предмета «Русский родной язык» // Вестник РГГУ. – 2021. – №3. – С. 88-94.
12. Нургали К.Р., Бейсенова Ж.С. Полилингвальное образование и его роль в сохранении национальной идентичности в Казахстане // Вестник КазНУ. Сер. филол. – 2021. – №2. – С. 56-63.
13. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. – Москва, 1976. – 210 с.
14. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. – Москва: ФЛИНТА; Наука, 2004. – 222 с.
15. Сабитова З.К. Лингвокультурологические аспекты изучения взаимоотношения языка и культуры // Вестник КазНУ. Сер. филол. – 2011. – №2(132). – С. 20-23.
16. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. – Москва: Языки русской культуры, 1997. – 824 с.
17. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – Москва: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 288 с.
Рецензия
Для цитирования:
Дюсембекова Ж.А., Сансызбаева С.К. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ. Tiltanym. 2025;(3):244-255. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-3-244-255
For citation:
Dyussembekova Zh.A., Sansyzbayeva S. LINGUOCULTURAL COMPONENT IN TEACHING RUSSIAN AS A MEANS OF PRESERVING NATIONAL IDENTITY IN KAZAKHSTAN. Tiltanym. 2025;(3):244-255. (In Russ.) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-3-244-255