ОСОБЕННОСТИ БЛОГА КАК ЖАНРА ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-3-137-150
Аннотация
Интернет-коммуникация благодаря своей интерактивности, эффекту присутствия и информационной наполненности стала неотъемлемой частью жизни современного человека. Специфика социального взаимодействия в сети заключается в его многообразии, предоставляемых возможностях и значительном влиянии на все сферы жизни общества. Одним из наиболее популярных жанров интернет-коммуникации в наши дни является блог, представляющий собой регулярно обновляемый веб-сайт, где авторы публикуют посты, выражая свои мнения, идеи или информацию по различным темам. При этом интеракция может варьироваться от просмотра простой информации до поиска научных данных, их комментирования, редактирования или ввода собственной информации и других вопросов. Официальные блоги, помимо выполнения своих основных задач по информированию и взаимодействию с гражданами, также способствуют расширению сферы использования государственного языка. Статья посвящена изучению жанровых черт и стилистических особенностей блогов на портале «Открытый диалог», официальной платформе для взаимодействия граждан и государственных органов Республики Казахстан. Целью исследования является анализ блог-постов как инструмента формирования общественного мнения и воздействия на человеческое сознание. В ходе проводился как количественный, так и качественный анализ официальных постов. Был проведен эксперимент с использованием смешанного типа анализа. Публикации из блогов были взяты в качестве особой информационной модели и исследованы с точки зрения коммуникации, медиакультуры и интерактивности официальных лиц с общественностью в общем информационном пространстве. В данной работе также рассматриваются мнения различных ученых о природе и особенностях блогов как жанра интернет-коммуникации. Особое внимание уделяется лингвистическим аспектам блог-постов, включая анализ стиля, структуры и содержания. Также были представлены результаты исследования интернет-дискурса цифровых технологий. Методология исследования основывалась на содержательном и структурном анализе этих записей в блогах. Опыт казахстанского портала «Открытый диалог» показывает, что для превращения официального блога в настоящий инструмент взаимодействия граждан и государственных органов необходим гибридный подход, сочетающий элементы формального авторитета с интерактивным и персональным дискурсом. Данная работа вносит вклад в понимание эволюции интернет-дискурса и в расширение теоретической базы по изучению цифровой коммуникации. Результаты исследования могут быть полезны для разработчиков контента, лингвистов, специалистов по коммуникациям и государственных служащих.
Об авторах
Н. Ж. БекеевaКазахстан
Нурайша Жусуповна Бекеевa, доктор философии (PhD)
г. Алматы
А. Х. Азаматова
Казахстан
Ария Хазиевна Азаматова, доктор философии (PhD)
г. Алматы
М. Р. Шегебаев
Казахстан
Маганат Рахимович Шегебаев, доктор делового администрирования (DBA), доцент
г. Алматы
Список литературы
1. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии. – Москва: Гендальф, 2002. – 235 с.
2. Гайфуллина А.Н. Гендерные особенности вербализации концепта мужчина в интернет-дискурсе: дис. … канд. филол. наук. – Казань, 2010. – 217 с.
3. Галичкина Е.Н. Компьютерная коммуникация: Лингвистический статус, знакомые средства, жанровое пространство. – Волгоград: Парадигма, 2012. – 322 с.
4. Горошко Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров. Жанры речи. Выпуск 5 «Жанр и культура». – Саратов: Издательский центр «Наука», 2007.
5. Дедова О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестник МГУ. Серия «Филология». – 2001. – №4. – С. 22-36.
6. Ескермесова Г.А. Қазіргі пунктуация: функциясы мен коммуникативтік-прагматикалық әлеуеті: док. PhD. ... дис. – Алматы, 2022. – 155 б.
7. Жұматаев Е. Әдеби тіл мен әлеуметтік желі: тіл бәсекелестігі мен әдеби тілдің қазіргі сипаты // Л.Н. Гумилев ат. ЕҰУ Хабаршысы. – 2018. – №1(122). – 50-57-бб.
8. Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде // Мир психологии. – 2000. – №2.
9. Куркимбаева А.М. Туристік блогинг: коммуникативтік стратегиялар мен тактикалар (ағылшын және қазақ тілдері материалдары негізінде): PhD ... дис. – Алматы, 2021. – 214 б.
10. Курманбекова З. Тілдік қатынасты жүзеге асырудағы әлеуметтік желінің рөлі (қоғамдық сана және тіл мәдениеті мәнмәтінінде): PhD ... дис. – Астана, 2024. – 141 б.
11. ҚР Денсаулық сақтау министрі парақшасының қаратпа жазбасы // https://dialog.egov.kz/blogs/851968/welcome.
12. ҚР Ғылым және жоғары білім министрі парақшасының қаратпа жазбасы // https://dialog.egov.kz/blogs/6029312/welcome.
13. Сәрсеке Г. Компьютерге негізделген коммуникацияның лингвистикалық мінездемесі // Ш.Уәлиханов атындағы КМУ Хабаршысы. – 2019. – №4. – 100-105-бб.
14. Смағұлова Г.Н. Компьютер және ғаламтор дискурсы: термин мәселесі // Тәуелсіздік кезеңіндегі қазақ терминологиясы: конф. матер. – Астана, 2014. – 160-164-бб.
15. Ульянова М.А. Интернет дискурс как жанр электронной коммуникации // Филологические науки. 2011.
16. Юдина Т.В. Универсальные и специфические характеристики Интернета // Язык СМИ как обьект междисциплинарного исследования: уч. пос. – Москва: изд-во им. Ломоносова, 2003. – С. 401-407.
17. Ala-Kortesmaa, S., Laapotti, T., Mikkola, L. Narrative Start-up Identity Construction as Strategic Communication. A chapter in Start-up and Entrepreneurial Communication, 1st Edition (First Published 2024), Routledge, ISBN-9781003481171. (in English)
18. Maziashvili, M., Pleśniak, A., Kowalik, I. The digital communication tools and citizens’ relationship with local governments: a comparison of Georgian and Polish cities. International Review of Administrative Sciences, 2023, 89(2). Р. 555-576. https://doi.org/10.1177/00208523221079746 (in English)
19. Mele, E., Egberts, L. Exploring travel blogs on tourism and landscape heritage: representations of the Swiss Alps. Journal of Heritage Tourism, 2023, 18(6). Р. 785-806. https://doi.org/10.1080/1743873X.2023.2237617 (in English)
20. Nardi, B.A., Schiano, D.J., Gumbrecht, M. Blogging as Social Activity, or, Would You Let 900 million People Read Your Diary? 2004. URL: https://dl.acm.org/doi/10.1145/1031607.1031643 (in English)
21. Nowson, S. The language of weblogs: a study of genre and individual differences. PhD Thesis (Unpublished manuscript) [Text]. University of Edinburgh, 2006. 279 р. (in English)
22. Roger, E., Kinsela, A.S. Science communication is integral to attracting widespread participation in bushfire recovery citizen science. Front. Environ. 2023. Sci. 11:1156078. doi: 10.3389/fenvs.2023.1156078 (in English)
23. Shrader, A.M., Louw, I. Using a social media project as a way to get students to communicate conservation messages to the general public. Journal of Biological Education, 2021. 57(3). 484-494. https://doi.org/10.1080/00219266.2021.1924231 (in English)
24. Sutton, J., Renshaw, S.L., Butts, C.T. COVID-19: Retransmission of official communications in an emerging pandemic. September 16, 2020. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0238491 (in English)
Рецензия
Для цитирования:
Бекеевa Н.Ж., Азаматова А.Х., Шегебаев М.Р. ОСОБЕННОСТИ БЛОГА КАК ЖАНРА ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА. Tiltanym. 2025;(3):137-150. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-3-137-150
For citation:
Bekeyeva N., Azamatova A.Kh., Shegebayev M.R. FEATURES OF THE BLOG AS A GENRE OF INTERNET DISCOURSE. Tiltanym. 2025;(3):137-150. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2025-3-137-150