Preview

Tiltanym

Расширенный поиск

ДИХОТОМИЯ СЛОВ «СОЗДАТЬ/РАЗРУШИТЬ»: ИЗУЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ И СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ

https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-4-40-50

Аннотация

В науке актуальность сопоставительных исследований структурно неоднородных языков в последнее время не ослабевает. Одной из проблем, привлекающих внимание ученых, является дихотомия «созидание/разрушение» в английском и русском языках. Исследователи в этой области ставят изучение дихотомии «созидание/разрушение» на первое место с точки зрения глубокого понимания человеческого познания и поведения. Данная дихотомия включает в себя когнитивный и структурно-семантический аспекты, каждый из которых обладает большой способностью передавать информацию с когнитивной точки зрения. В когнитивном плане она включает такие процессы, как воображение, творчество, когнитивные предубеждения, а также такие механизмы, как память, внимание и восприятие. В структурно-семантическом плане оно приобретает концептуальный характер, определяющий сущность и применение структур «созидания/разрушения». В статье анализируется эмпирический материал на двух языках с целью объяснения сущности дихотомии «созидание/разрушение», встречающейся в английском и русском языках, и описывается ее относительное значение. В исследовании рассматриваются лингвистические, когнитивные и структурные аспекты указанной структуры, а также обзор работ исследователей и ученых в данной области. В работе также рассматриваются когнитивные и структурно-семантические аспекты дихотомии «созидание/разрушение» и их использование в образовательной среде. Эмпирические исследования показали, что совместное обучение, рефлексия, игра с воображением и устранение когнитивных предубеждений оказывают положительное влияние на образовательный опыт. Было установлено, что благодаря включению этих результатов в процесс преподавания и обучения у учащихся развиваются критическое мышление, навыки решения проблем, креативность и метапознание.

Об авторах

П. Ж. Балхимбекова
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахстан

Перизат Жанатовна Балхимбекова, автор-корреспондент, доктор философии (PhD)

г. Астана



А. Ж. Құрманаева
Международная образовательная корпорация

Ақмарал Жұмаділлақызы Құрманаева, доктор философии (PhD)

г. Алматы



Список литературы

1. Абаева М.К., Дмитрюк Н.В., Уфимцева Н.В. Исследовательский потенциал ассоциативной лексикографии: перспективы диахронических исследований в Казахстане. Tiltanym, 2024. №3. 72-84.

2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.II. Интегральное описание языка и системная лексикография. – Москва: Школа «Языки русской культуры», 1995. – 767 с.

3. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка // https://www.booksite.ru/fulltext/sharl/ (Қаралған күні 16.10.2023).

4. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды. Лексикология и лексикография. – Москва, 1977. – С. 162-189.

5. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление // http://superlinguist.ru/index.php?option=com_content&id=494:2010-11-08-10-37-32&catid=17:2009-11-23-13-41-08&Itemid=17 (Қаралған күні 16.10.2023).

6. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2007. – 819 с.

7. Перцов Н.В. Лингвистика. Поэтика. Текстология. – Москва: Языки славянской культуры, 2015. – 321 с.

8. Пименова М.В. Концепты внутреннего мира: дисс. ... доктора филол. наук. – Москва, 2001. – 494 с. Потебня А.А. Мысль и язык. – Киев: СИНТО, 1993. – 283 с.

9. Шмелев В.М. Теоретические основы переводческой деятельности. – Москва, 2000. – 210 с.

10. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – Москва: Наука, 2007. – 335 с.

11. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Ленинград: Наука, 1974. – 428 с.

12. Askerova, M.J. Categories of Nominative Semasiology: Word, Meaning, Sign. In D.K. Batayev (Ed.), Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» Dedicated to the 80th Anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich, vol 92. European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. P. 105-111.

13. Bar, M., Biederman, I,. Subliminal visual priming. Psychol. Sci., 9(6). P. 464-468.

14. Carrick, M. Imagination at the heart of cognitive development. Retrieved from https://thespoke.earlychildhoodaustralia.org.au/imagination-heart-cognitive-development.

15. Dolan, R.J. Emotion, cognition, and behavior. Science, 298 (5596). P. 1191-1194.

16. Kanaar, N. Creation, Destruction, and the Tension Between: A Cautionary Note on Individuation in Tristan Egolf, W.G. Sebald, and Niall Williams. Master Thesis. 945. Retrieved from https://scholarworks.gvsu.edu/theses/945

17. Lohse, M.. Emotional priming depends on the degree of conscious experience. Neuropsychologia, Volume 128, May 2019. P. 96-102.

18. Marchetti, G. Attention and working memory: two basic mechanisms for constructing temporal experiences. Front Psychol. 2014; 5: 880. Retrieved from https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4132481

19. Milkowski, M.. The False Dichotomy Between Causal Realization and Semantic Computation. Hybris. 38 ISSN: 1689-4286. P. 1-21.Retrieved from https://philarchive.org/archive/MIKTFD

20. Overgaard, M., Sandberg, K. Kinds of access: different methods for report reveal different kinds of metacognitive access. Philos. Trans. R. Soc. Lond. B Biol. Sci., 367(1594) (2012). P. 1287-1296.

21. Ramsoy, T.Z., Overgaard, M. Introspection and subliminal perception. Phenomenol. Cogn. Sci., 3(1), P. 1-23.

22. Sandberg, K. et al. Measuring consciousness: is one measure better than the other? Conscious. Cogn., 19(4), P. 1069- 1078.

23. Shepel, Y., Panchenko, O., Zirka, V., Fedina, O. The structural-semantic field of dichotomy “one’s own – alien” in the English language world picture. Linguistics and Culture Review, 5(S4). P. 84-101.

24. Wierzchoń et al. Different subjective awareness measures demonstrate the influence of visual identification on perceptual awareness ratings. Conscious. Cogn., 27. P. 109-120.

25. Windey, B., Vermeiren, A., Atas, A., Cleeremans, A. (2014) The graded and dichotomous nature of visual awareness. Philos. Trans. R. Soc. B, 369 (1641).


Рецензия

Для цитирования:


Балхимбекова П.Ж., Құрманаева А.Ж. ДИХОТОМИЯ СЛОВ «СОЗДАТЬ/РАЗРУШИТЬ»: ИЗУЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ И СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ. Tiltanym. 2024;96(4):40-50. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-4-40-50

For citation:


Balkhimbekova P., Kurmanayeva A. THE “CREATE/DESTROY” DICHOTOMY: EXPLORING COGNITIVE AND STRUCTURAL-SEMANTIC ASPECTS. Tiltanym. 2024;96(4):40-50. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-4-40-50

Просмотров: 166


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)