Preview

ЗАИМСТВОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: ОТ ГРАФИКИ К СЕТЕВЫМ РЕСУРСАМ

https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-166-176

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы заимствований в педагогическом дискурсе современного русского языка, связанные с появлением и ростом употребления новых понятий и терминов, в частности, англицизмов. Активное проникновение английских слов в русский язык в третьем десятилетии XXI века обусловлено, на наш взгляд, рядом причин. Так, основной из них является усиление цифровизации в образовании ввиду перехода на онлайн обучение в условиях глобальной пандемии. Предлагаемое исследование посвящено актуальной на сегодняшний день проблеме роста употребления англицизмов в педагогическом дискурсе высшей школы Казахстана в свете ответа на вопрос: являются ли заимствованные слова случайным элементом или же обусловлены вызовами времени. Постоянное изменение сознания человечества, способствующее развитию всех сфер жизнедеятельности в условиях новой реальности, неизбежно приводит к изменению ориентиров в экономике, политике, культуре и образовании. Возникает необходимость пересмотра целей и задач воспитания и образования индивида, эффективно применяющего полученные знания в развитии всех сфер жизнедеятельности. Новая реальность запрашивает новые понятия в целях трансляции и декодирования незнакомых явлений, что приводит к смене научно-образовательных парадигм, возникновению новых трендов в образовании, адаптации мышления. Вызовы настоящего тысячелетия заставляют предпринимать попытки выяснить целесообразность предпринимаемых изменений. Цель настоящей работы установить обусловленность новых заимствований вызовами времени или же доказать их случайный характер. Для этого авторами статьи осуществлён анализ корпуса заимствованных единиц в педагогическом дискурсе Казахского национального университета имени аль-Фараби. Материалом исследования послужили англицизмы и их производные, выявленные методом сплошной выборки из устной и письменной речи профессорско-преподавательского состава и студентов, контекста учебных материалов и образовательных платформ университета. Анализ заимствований педагогического дискурса в заданный период позволил понять основной механизм адаптаций новых терминов и определить скорость их проникновения.

Об авторах

И. Н. Кузнецова
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Казахстан

И.Н. Кузнецова - Докторант, специальность - 8D01704 – Русский язык и литература

г. Алматы



М. Б. Кенесова
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Казахстан

г. Алматы



Д. С. Кулмаматов
Узбекский государственный университет мировых языков
Узбекистан

Д.С. Кулмаматов - Доктор филологических наук, профессор 

г. Ташкент

 





Список литературы

1. Дьяков А.И. Деривационная интеграция англицизмов в русском языке конца XX века в функциональном аспекте: дис. на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Новосибирск, 2001. – 295 с.

2. Ежова Т.В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя: Автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Оренбург, 2009. – 46 с.

3. Ефремов Л.П. Сущность лексического заимствования и основные признаки освоения заимствованных слов: дис. … канд. филолог. наук: Алма-Ата, 1958. – 288 с.

4. Казкенова А.К. Мотивированность заимствованного слова (на материале современного русского языка) // Вопросы языкознания, № 5. – Москва, 2003. – С. 72-80.

5. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – С. 477-480.

6. Карасик, В.И. Языковая матрица культуры/ В.И. Карасик. – Волгоград : Парадигма, 2012. – 448 с.

7. Коробкова Н.В., Мирзоян Л.Г. Словарь «новой» реальности: неологизмы, вызванные пандемией 2020. // Сборник II Международной научной конференции «Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований». – Курск, 2020. – С. 136-142.

8. Мухина Н.Н. Система терминообозначений восточных заимствований в современном русском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Том 14. Выпуск 6. – Издательство Грамота, 2021. – 1758-1762.

9. Сидоренко С.Г. Типы и этапы трансформации семантической структуры заимствованных понятий // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18030.

10. Суворова С.Л. Феноменология исследования понятий «дискурс» и «педагогический дискурс» // Вестник ЮУрГУ, №4, 2012. – С. 84-87.

11. Тарасова М.В., Безрукая А.Н., Постникова С.Н. Англоязычные экзотизмы в русском языке как яркий пример заимствований на фоне общей глобализации английского языка // Международный научный журнал «Вестник науки» №6. – Тольятти, 2020. – С. 38-41.

12. Щербинина, Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить – говорить – действовать : учеб. пособие / Ю. В. Щербинина. – М.: Флинта: Наука, 2010. – С. 440.

13. Шухардт Г. К вопросу о языковом смещении // Избранные статьи по языкознанию. – Изд. 2-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 174-184.

14. Andre Martinet. Éléments de linguistique générale. Paris: A. Colin, 1974. – 221 p.

15. Hugo Ernst Mario Schuchardt. “Das Baskische und die Sprachwissenschaft” Sch-Brev. Paris, 1927. – Р. 206.

16. Sinclair J. Towards an Analysis of Discourse: The English Used by Teachers and Pupils / J. Sinclair, M.Coulthard. – Oxford: Oxford University Press, 1975. – P. 163.

17. Что такое Zoom? Как установить клиент Zoom? С чего начать? Режим доступа: https://rightconf.ru/ustanovka-client-zoom#:~:text=Клиент.

18. Al-Farabi University – Smart City. Режим доступа: https://www.kaznu.kz/ru/20523/page.


Рецензия

Для цитирования:


Кузнецова И.Н., Кенесова М.Б., Кулмаматов Д.С. ЗАИМСТВОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: ОТ ГРАФИКИ К СЕТЕВЫМ РЕСУРСАМ. Tiltanym. 2024;(1):166-176. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-166-176

For citation:


Kuznetsova I., Kengessova M., Kulmamatov D.S. BORROWINGS IN PEDAGOGICAL DISCOURSE OF THE RUSSIAN LANGUAGE: FROM GRAPHICS TO NETWORK RESOURCES. Tiltanym. 2024;(1):166-176. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-166-176

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)