Preview

ҚАЗАҚ ТІЛІН ШЕТЕЛ ТІЛІ РЕТІНДЕ ОҚЫТУ: ОТАНДЫҚ ЖӘНЕ ШЕТЕЛДІК ТӘЖІРИБЕ

https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-4-66-83

Толық мәтін:

Аннотация

Мақалада қазақ тілін шетел тілі ретінде оқыту әдістемесін (ҚТШТОӘ) әзірлеудің өзектілігі негізделеді. Атап айтқанда, ұлттық (қазақ) тілді сақтау және дамыту мәселесінің алғышарттары, бұл мәселенің қазіргі кезеңде шиеленісуінің сыртқы және ішкі факторлары және этникалық қазақтар тұратын басқа елдерде ҚТШТОӘ іске асырылмауынан байқалған салдарлар ашылады. 

Талдау объектісі нормативтік-құқықтық актілер, ұлттық бағдарламалар, стратегиялық жоспарлар, ғылыми баяндамалар, талдамалық есептер, әлеуметтанулық зерттеулер, оқулықтар, отандық және шетелдік ғалымдардың жарияланымдары болып табылады. Бұл зерттеу объектісі Қазақстан Республикасында ҚТШТОӘ әзірлеу дәрежесін анықтау мақсатында қазақ тілін шетел тілі ретінде оқытудың отандық және шетелдік тәжірибесін талдауға және ҚТШТОӘ әзірлеудің шетелдік тәжірибесінің әлемдік ғылым мен тәжірибеде өзектендіру және сұранысқа ие болу дәрежесін айқындауға мүмкіндік берді.

Зерттеу нәтижелері авторлардың «Этномәдени бірліктер жүйесі арқылы қазақ тілін шетел тілі ретінде оқыту әдістемесі» ғылыми жобасының өзектілігі және дер кезінде жүзеге асырылуы бойынша, сонымен қатар  шетелде тұратын этникалық қазақтар үшін ғылыми-негізделген ҚТШТОӘ әзірлеуге өз үлесін қосады деген болжамды растауға мүмкіндік берді. 

Авторлар туралы

Ж. А. Майдангалиева
Баишев университеті
Қазақстан

Ақтөбе



Г. А. Кузембаева
Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе өңірлік университеті
Қазақстан

Ақтөбе



Әдебиет тізімі

1. Абай институты // https://abai.institute/rus/

2. Азаматов А. Мне стыдно признаться, но большинство казахов из России забыли родной язык //https://kazislam.kz/ajvar-azamatov-mne-stydno-priznat-sya-no-bol-shinstvo-kazahov-iz-rossii-zabyli-rodnoj-yazyk/

3. Артыкова Т.М., Ермекбаева Г.Г. Учебное пособие для учителей 8-го класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (учебное пособие) / Казахский язык. Учебно-методическое пособие для учителей 8-го класса общеобразоват. шк. с русс. яз. обуч. 2-е переаб. Алматы, Атамура, 2015. 176 с.

4. Байгабатова Н.К. История миграции казахов в западную Монголию: причины, этапы и образование казахской диаспоры // Обществознание и социальная психология. 2022. № 11 (41). С. 230-235.

5. Бартоломэ Р. Изучение современного татарского литературного языка как иностранного в вузах Германии // Филология и культура. 2013. № 3 (33). С. 268-271.

6. Баштабак А.Ш. О проблемах в обучении фразеологизмов при изучении турецкого языка как иностранного // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 4. С. 465-470.

7. Бейсенбаева Л.Ж., Балабеков А.К., Жакыпжанова А.С. Казахский язык: Начальный уровень (А1): Универсальный учебник для казахской диаспоры за рубежом / Редакционная коллегия: Л.Есбосынова, А.Орманова, М.Дарменова. Нур-Султан: 2021. 202 с.

8. Бекбалакова Н.А., Ержанова А.С., Оспанова Г.Е. Шетел медик-студенттеріне қазақ тілін үйретудің көрнекілік әдістері. Медицина и экология. 2020. № 4 (97). С. 128-133.

9. Бурла А.В. Современные мультимедийные приложения для раннего обучения турецкому языку как иностранному // Обучение, тестирование и оценка. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2022. С. 26-30.

10. Валиева С.Б. Особенности, содержание и анализ урока казахского языка как иностранного. Вестник Астраханского государственного технического университета. 2015. № 1 (59). С. 62-66.

11. Гаджиева А.А. Способы семантизации лексики при обучении казахскому языку как иностранному (на примере залоговых форм глагола) // Ломоносовские чтения. Востоковедение и Африканистика. Тезисы докладов научной конференции. М.: МГУ М.В. Ломоносова Институт стран Азии и Африки, 2019. С. 145-147.

12. Даулеткереева Н.Ж., Нурмагамбетова Н.А., Смыкова А.Д. Казахский язык: Базовый уровень (А2): Универсальный учебник для казахской диаспоры за рубежом / Редакционная коллегия: Л.Есбосынова, А.Орманова, М.Дарменова. Нур-Султан: 2021. 218 с.

13. Ермекова Т.Н., Рыскулбек Д.Ж., Сакиева Г.О., Сабихан Г. Обучение языку как второму или иностранному: проблемы и методы. Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 3. С. 15-19.

14. Жонкешов Б.С. Анализ латинского алфавита, употреблявшегося казахами Китая (на основе написания интернациональных терминов). Tiltanym. 2015;(1):97-102.

15. Зайцева В.П. Актуальность частотных словарей при обучении чувашскому языку как иностранному / Национальные языки и литературы в поликультурных условиях. Сборник научных трудов. 2018. С. 128-132.

16. Идиатуллина Г.М. Лингвострановедческие реалии при изучении турецкого как иностранного // Актуальные вопросы современной науки: теория, методология, практика, инноватика. Сборник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «НИЦ «Вестник науки»», 2022. С. 154-160.

17. Ильина А.А., Ахметова Ш.К. Казахское национальное движение в России в XXI вв.: проблемы институционализации. Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Т. 10. № 1 (75). С. 26.

18. Информация о деятельности Комиссии по реализации государственной языковой политики (Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 27 октября 2022 года № 176-р) https://www.gov.kz/memleket/entities/language/documents/details/439101?lang=ru

19. Қазақ тілі. Қарапайым деңгей / Авторлары: Г.Қ. Досмамбетова, А.К. Балабеков, А.Т. Бозбаева-Хунг, А.Д. Сейсенова Астана: Ұлттық тестілеу орталығы, 2016. 268 бет.

20. Қазақстандағы этнос тілдерін оқытуға арналған мәтіндер жинағы / Құраст.: Л.Қ Есбосынова, М.З. Дәрменова. Нұр-Сұлтан: «Ш.Шаяхметов атындағы «Тіл-Қазына» ұлттық ғылыми-практикалық орталығы» КеАҚ, 2021. 474 бет.

21. Картирования вовлечения диаспоры. Казахстан // https://diasporafordevelopment.eu/wp-content/uploads/2020/09/CF_Kazakhstan_RUS-v.2.pdf

22. Кобландин К.И. Современное положение казахов в Узбекистане: проблемы и перспективы // Этносоциальные процессы во Внутренней Евразии. Тематический сборник: материалы X Международной научно-практической конференции. Отв. редакторы Ю.В. Попков, А.П. Коновалов, под общей редакцией С.Т. Дюсембаева. Новосибирск-Семей, 2008. С. 412-416.

23. Койше К.К. Проблема сохранения и развития миноритарных языков в эпоху глобализации. Filologické Vědomosti. 2016. № 1. С. 39-43.

24. Коптяева Е.А. Вопросы современного самоопределения казахов по этническому признаку (на примере города Омска) / Россия и Казахстан: исторический опыт сотрудничества и перспективы интеграции. Материалы II Международной научно-практической конференции. Гермизеева Виктория Викторовна (ответственный редактор). Омск: ОГТУ, 2015. С. 63-68. Кудайбергенова Г.А. Методическое наследие Жусупбека Аймауытова. Tiltanym. 2018;(3):68-73.

25. Майдангалиева Ж.А., Кузембаева Г.А., Ермекбаева Г.Г., Изтлеуова С.Ш. Оценка эффективности мер государственной поддержки этнических казахов, проживающих за рубежом: усиление роли Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан // Республиканский научно-технический журнал «Университет еңбектері – Труды университета» НАО «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова». 2023. №3. С. 338342. http://tu.kstu.kz/archive/issue/98?page=6

26. Машинбаева Г.А., Игнатова Е.Р., Толмачева Д.С. Шетелдік студенттерге қазақ және орыс тілдерін оқытудағы тыңдалым мен сөйлесімнің инновациялық әдістері. Қазақ Ұлттық Қыздар Педагогикалық Университетінің Хабаршысы. 2019. № 2. С. 48-56.

27. Мусабекова У.Е., Краева И.А., Фролова Г.М. Казахский язык для стран СНГ: учебник. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. 346с.

28. Мухамедина Ш. «Казахизация» и этническое становление казахов. Вопросы истории. 2021. № 12-3. С. 162-172 // https://elibrary.ru/item.asp?id=47539855

29. Наралиева Р.Т. Современная методика казахского языка как иностранного: инновация, качество, результат, достижения / Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные научные исследования: общественные, гуманитарные, естественные и технические науки». Сборник научных докладов. М.: АНО содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение», 2014. С. 115-122.

30. Нұржанова А.Б., Нұрманова Г.Н. Қазақ тілін шет тілі ретінде оқытуда цифрлық құзыреттілікті қалыптастыру жолдары. Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. 2020. № 1 (93). С. 180-187.

31. Нуртай Лаханулы Казахи России: Обещания Казахстана помочь не выполняются (2012) // https://rus.azattyq.org/a/kazakh-language-in-russia/24802078.html.

32. Нуртай Лаханулы Как фонд «Отандастар» помогает соотечественникам? (05 июня 2019 года) // https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-fond-otandastar-rabota-i-kritika/29982035.html.

33. Нуртай Лаханулы. Неграмотность, бедность, бюрократия. Почему афганские казахи не возвращались на историческую родину? (13 сентября 2021 г.) // https://rus.azattyq.org/a/negramotnost-bednost-byurokratiya-pochemuafganskie-kazahi-ne-vozvraschalis-na-istoricheskuyu-rodinu/31456379.html

34. Нуртай Лаханулы Почему Всемирная ассоциация казахов не защитила казахов в Синьцзяне? (30 ноября 2020) // https://rus.azattyq.org/a/why-didn-t-the-world-association-of-kazakhs-protect-kazakhs-in-xinjiang-/30974796.html.

35. О Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 21 января 2014 года № 741.Утратил силу 06.03.2020) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000741.

36. О Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы. Указ Президента РК от 6.03.2020 года №280. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан (Указ Президента Республики Казахстан от 20 ноября 2020 года № 453) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2000000453.

37. Об утверждении Государственной программы по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1045. Обновлен 09.02.2021) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900001045.

38. Об утверждении Концепции развития языковой политики в Республике Казахстан на 2023-2029 годы // https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14488704#leave-npa-comment.

39. Об утверждении плана мероприятий по поддержке этнических казахов за рубежом на 2018-2022 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 280) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000280.

40. Об утверждении положения Комитета языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (Приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 13 сентября 2022 года № 2-к. Обновлен 23.12.2022) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/G22HN000002.

41. Ознакомились с работой института ЮНУС ЭМРЕ по обучению турецкому языку // https://www.gov.kz/memleket/entities/language/press/news/details/573912?lang=ru.

42. Өтелбай Г.Т.Ы., Найманбай А.Р.Р.Ы., Байболат Л.З.Б.О.Ыр.Ы. Шетелдік білім алушыларға қазақ тілін оқыту әдістемесі // Филология фәне: тарихы, хәҙергеһе, киләсәге. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения известного башкирского языковеда К.Г. Ишбаева. Под общей редакцией Г.Р. Абдуллиной. Уфа: БГУ, 2017. С. 228-230.

43. Положение об Управлении методического обеспечения и лингвистических работ Комитета языковой политики Министерства науки и высшего образования РК https://www.gov.kz/memleket/entities/language/about/structure/departments/position/24682/1?lang=ru

44. Правовая база Фонда Отандастар. Устав Фонда Отандастар // https://www.oq.gov.kz/ru/law-base

45. Сарбасов М.К., Кучукова Н.К. Финансовые стимулы репатриации этнических казахов на историческую родину / Сборник материалов Международной научно-практической конференции на тему: «Финансовые аспекты третьей модернизации экономики Казахстана», посвященной 70-летию доктора экономических наук, профессора Кучуковой Нурили Кенжебековны. Нур-Султан, 2021. С. 75-78.

46. Сарсамбекова А.С. Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы (конец XX-начало XXI в): автор. дисс.… канд. ист. наук. – Томск, 2009. – 20 с.

47. Силина Р.Ф. Рекомендации по организации обучения турецкому языку как второму иностранному языку на этапе основного общего образования // Молодежный научный форум. Электронный сборник статей по материалам CXCII студенческой международной научно-практической конференции. М.: ООО «Международный центр науки и образования», 2023. С. 13-18.

48. Сувандии Н.Д., Куулар Е.М.О. Некоторые сложные вопросы методики обучения тувинскому языку как неродному // Новые исследования Тувы. 2018. № 1. С. 2.

49. Сулейменов А. Российские казахи обладают этническим самосознанием и идентификацией / Портал Qazaqstan tarihy // https://e-history.kz/ru/news/show/5642.

50. Тогусова А.К. Некоторые особенности обучения иностранных военнослужащих казахскому языку как иностранному в военных учебных заведениях Республики Казахстан. Интернаука. 2019. № 17-1 (99). С. 75-77.

51. Хабибуллина Э.К. Культурологические аспекты в обучении турецкому языку как иностранному // Актуальные вопросы преподавания китайского и других восточных языков в XXI в. Сборник статей и докладов участников I международной научно-практической конференции. Казань: Издательство «ФЭН» АН РТ, 2017. С. 205-210.

52. Центр обучения турецкому языку «Диалог» // https://www.tomer.ru/blog/sovety-dlya-izuchayushchikh/201-zachemizuchat-turetskij-yazyk.html.

53. Alfiya R. Masalimova, Andrey V. Korzhuev, Dinara G. Vasbiyeva, Alexander A. Galushkin, Zhumagul A. Maydangaliyeva, Natalia A. Zaitseva Preservation of national languages as a factor of national security in the contemporary world. European Journal of Science and Theology. April 2019. Vol.15. No.2. P.113-121.


Рецензия

Дәйектеу үшін:


Майдангалиева Ж.А., Кузембаева Г.А. ҚАЗАҚ ТІЛІН ШЕТЕЛ ТІЛІ РЕТІНДЕ ОҚЫТУ: ОТАНДЫҚ ЖӘНЕ ШЕТЕЛДІК ТӘЖІРИБЕ. TILTANYM. 2023;92(4):66-83. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-4-66-83

For citation:


Maydangalieva Zh.A., Kuzembayeva G.A. TEACHING KAZAKH LANGUAGE AS A FOREIGN LANGUAGE: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE. Tiltanym. 2023;92(4):66-83. (In Russ.) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-4-66-83

Қараулар: 203


ISSN 2411-6076 (Print)
ISSN 2709-135X (Online)